Rambler's Top100

официальная веб-страница   Rambler's Top100

обновлено:   
"Наше дело", сентябрь 2001
Полит-чудеса

Полит-навороты

Ученье-свет?

Ученье-убыток!

Контрольный выстрел

Настоящая история

Хроника событий

Муравейник

Веселушки

УЧЕНЬЕ - УБЫТОК! (5-я полоса)
ПЕДОТРАГИЧЕСКАЯ ПОЭМА

Веселое это мероприятие - праздник, особенно если к нему готовятся заранее. В нашем государстве к празднику - Дню знаний - начали готовиться задолго, помня, что праздник - дело серьезное. Первым весельчаком, приготовлявшим всех заинтересованных лиц к правильному отношению к празднику, был наш главный специалист по всем вопросам обучения, подвизающийся в организации, которую все, с трудом сдерживая смех (зачастую горький), называют совмином. Этот специалист заявил, что все наши школы, все-все, готовы хоть сегодня принять учеников. Правда, он не сказал, что с этими учениками там будут делать, но это как бы само собой разумеется. Словом, взяв высокую ноту, он задал тон веселью. Затем радостным подголоском, правда, картавым, вступил некто из издательства "Просвещение". Певец с дефектами речи сообщил, что по всем предметам на всех языках напечатаны все учебники. Разве не весело? Дальше все пошло не просто весело, а очень весело. Наш председатель этой организации, которую принято называть совмином, вдруг за три-пять дней до праздника (День знаний, помните?) выступил в роли глухаря, растоковавшегося не по сезону. Этот весьма толстый глухарь за пять минут до зимы хрипло токовал о том, что учебники по истории России представляют собой все, что угодно, но только не учебники по истории. Если принять его токованье на веру, то получается, с одной стороны, очень весело, а с другой - как же быть с издательством "Просвещение"? Разве что, не нарушая веселья, переименовать его в издательство "Частичное помрачение умов"? Самое веселое было дальше. Наш толстый глухарь вроде бы оказался прав. Подтвердили его правоту ученые-историки, взяв под козырек и дружно и громко прокричав: "Есть! Дурак! Ура-а-а!" Это, конечно? очень весело, но когда же учащиеся смогут по удовлетворительным учебникам познакомиться с историей своей страны? Почти в течение двадцати дней предпраздничное веселье поддерживала мужественная женщина, называемая вице-премьером по социальным вопросам. Басовитым голосом она говорила везде и всюду о том, что не пройдет и некоторого времени, как учителям уже ВДВОЕ (вы только подумайте!) повысят заработную плату. Что хорошо, то хорошо! Но если вспомнишь, что учитель седьмого разряда (т. е., как правило, молодой учитель) при хорошей нагрузке и так уже получает целых 700, а то и 1000 рублей, так поневоле задашься вопросом: куда же он денет эту прорву денег, которая угрожает прямо поглотить его после прибавки. Ведь на его сегодняшнюю зарплату можно купить от 100 до 150 батонов хлеба (белого!), а в среднем, скажем, 125. Это выходит по четыре (!) батона в день. Ведь не то что с голоду не умрешь, а так наколотишь живот, что никакая наука на ум не пойдет: сытое брюхо к учению глухо. Впрочем, ради праздника, пускай их едят, ненасытные! В Москве одновременно отмечали два праздника, и поэтому наша городская голова в ярмолке металась как угорелая. Впрочем, говорят, что и в Москве все в порядке, во всяком случае, в Центральном округе. В газете "Москва-Центр" удивительный человек с внешностью и фамилией артиста цирка "Шапито" - представьте себе, в сердце России, в центре Москвы руководителя управления образования зовут Альберт Полле - говорит, что "у нас [у них, у Полле и иже с ними. - Прим. ред.] в округе всё лучшее - школы, учителя, ученики…". Вот уж невольно вспомнишь покойного Александра Андреевича Чацкого: "…ни слова русского, ни русского лица!". Надо понимать, что все лучшее достигнуто неусыпными трудами этих дешевых иллюзионистов, а значит - и они лучшие. Мы располагаем иными сведениями относительно этих Полле, Кезиных и прочих всяких шведов, но не может не веселить усердие, с которым "Москва-Центр" разбрызгивает сладкие слюни, так что, в среднем, праздничное настроение не нарушается. Сам праздник - День знаний - в Москве начался с того, что наш полковник, блестящий, как золото самоварное, произнес столь же блестящую речь в здании, где когда-то помещались Высшие женские курсы, а теперь - Педагогический университет. Эта речь, обращенная к будущим учителям, состояла из многого множества округлых и гладких слов. Казалось, изо рта у полковника (тоже иллюзионист!) потоком вылетают шарики для игры в пинг-понг. Впрочем, пардон, один раз полковник, желая сорвать заслуженный аплодисмент, сказал веское слово о том, что в будущем году на образование будет израсходовано больше денег, чем на вооружение. Аплодисмент-то он сорвал, но при этом так и хотелось спросить аплодирующих: чему обрадовались сдуру? Ведь никто, наверное, не подумал, как мало в нашей огромной стране расходуется средств на оборону! Мы поздравляем всех учащих с началом нового учебного года! Желаем им успехов в работе, душевного покоя, материального благополучия (непостыдного)! Желаем напомнить им, что результаты их трудов обычно бывают видны спустя несколько лет. А ведь в жизни как случается: работаешь, день за день, нынче, как вчера, смотришь: уж и на пенсию идти пора. На пенсию-то идти пора, а твои честные (?) пенсионные накопления проели любимые твои ученики - неумехи, бездельники и бесчестные люди. Кто же это таких любимых воспитал, выучил, в жизнь выпустил? Вот то-то! Мы поздравляем всех учащихся с началом нового учебного года! Желаем им успехов в учебе (непостыдных), здоровья и благоразумия. Желаем напомнить им, что основная учеба начнется после окончания учебного заведения, и во время этой учебы папа уже не сможет заплатить за хорошую оценку. С праздником!

Исаак ШПИЛЬМАЙСТЕР

СКОЛЬКО СТОИТ ПРОХОДНОЙ БАЛЛ??

И еще одна не совсем праздничная тема. Школьные поборы, ставшие привычными в по-следние годы, вызывают горькую улыбку у родителей, когда им напоминают о том, что общее образование в России все еще бесплатное. В ВУЗах - еще хуже. Иногда стоимость поступления на бесплатное отделение "стоит" в несколько раз дороже, чем год обучения на платном. Существование платных школ, чехарда с названиями (никто до сих пор не знает, чем со-временный лицей отличается от современной гимназии) - только подливают масла в огонь. Ро-дители, даже имеющие высшее образование, уже не в состоянии разобраться, кому и за что надо платить. Тому подтверждение - лишь одна история, подобных которой на бескрайних просторах нашей Родины, уверены, только за последний год произошло великое множество.
В марте этого года, в школе №17 подмосковного Королева, собрали родителей девяти-классников. Вопрос, о котором говорили с ними представители администрации, для многих ока-зался неожиданным. Продолжить учебу в десятом классе, оказалось, смогут далеко не все… В нарушение пункта 3 статьи 2 Закона об Образовании, декларирующей "общедоступ-ность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям разви-тия и подготовки обучающихся, воспитанников", а также пункта 3 ст. 5, гарантирующей "…гражданам общедоступность и бесплатность … среднего (полного) общего образования … в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые", администрация школы, прикрываясь статусом гимна-зии, решила, что из девяти девятых классов лишь два "сборных" коллектива имеют право стать десятиклассниками. Отбор будет осуществляться в соответствии с успехами учащихся, - заявили родителям. В десятый пойдут отличники и хорошисты. С тройками там делать нечего… Однако, если у ро-дителей троечников есть желание, чтобы их ребенок тоже мог учиться в десятом классе, вопрос будет решаться в индивидуальном порядке… Просто надо будет платить за каждый год обуче-ния. Стоимость на общем собрании не объявлялась, однако намек был понят прекрасно. Уже через несколько дней у кабинета директора Лариной можно было наблюдать родителей, нервно сжимающих в руках конверты, надо думать, не пустые и не с письмом Татьяны к Онегину … Лишь небольшая группа родителей стала возмущаться, но эти слабые попытки призвать педагогов к совести и уважению закона быстро прекратились ввиду их полной бесполезности. Что делать, если даже в каких-то 30 километрах от Госдумы, сразу за Московской кольцевой дорогой, уважения к продуктам "труда" её депутатов ни у кого нет ни на грош. Остальные не стали спорить и покорно согласились платить со словами: "В нашей стране хочешь жить - умей вертеться". Однако более 60% бывших девятиклассников 17-ой школы не стали вступать со своей альма-матер в товарно-денежные отношения. Причин тому немало. По статистике, уровень об-разованности и обучаемости ученика часто обуславливается именно материальным положением семьи. Так что платить за учебу родителям троечников часто просто не по карману. По самым скромным подсчетам, из школы вышвырнули почти две сотни 15-16 летних подростков. Кто сможет дать гарантию, что они, не имея полного среднего образования, смогут найти свое место в нашем сверхкоммерциализированном мире? Для большинства из них невозможность бесплатно учиться - прямой путь в криминаль-ные структуры. А через два-три года, мы будем с остервенением искать виноватых в том, что уровень подростковой преступности в Подмосковье ползет вверх, обвинять милицию, прави-тельство, да кого угодно… Обидно, что подобные выступления часто уходят в пустоту. Ну, посетуют читатели, по-возмущаются вместе с нами каждый на собственной кухне. А через год с той же проблемой придут в нашу редакцию родители учеников из другой школы (из Фрязино, Подольска, Серпу-хова или Можайска). Истории свойственно повторяться. Особенно, если общество привыкло хранить молчание и помнить о крайнем положении собственной хаты…

Матвей БОРСУК

КУРСЫ ДЛЯ ВЗЯТКОДАТЕЛЕЙ

Ни для кого не секрет, что взяточничество приобрело широкое распространение во многих сферах нашей жизни. Несмотря на закон, предусматривающий строжайшее наказание как за дачу, так и за получение взятки, их дают и берут везде: в школах, ВУЗах, чиновничьих кабинетах, судах… На многих кафедрах ВУЗов вводятся так называемые "дополнительные занятия" или "курсы". Само собой, платные. Особенность нововведения заключается в том, что те студенты, которые записались на курсы и своевременно оплатили их, автоматически получают зачет или положительную оценку на экзамене по данному предмету. Посещаемость студентами этих занятий нигде и никем не отмечается. Да и зачем, ведь люди внесли деньги за "услугу". Уловили всю соль? Если раньше студент, краснея, вкладывал в свою зачетку деньги и протягивал ее преподавателю, а "препод" дрожащими руками совал их в свой карман, рискуя быть уволенным, если его поймают, то теперь все гораздо проще. Записываешься на курсы, гонишь монету в кассу, получаешь "зачет" - и все, свободен. Вот так работают умные люди. Возникает мысль: что же будет, если подобная практика выйдет за пределы сферы образования? Может быть, в суде за определенную плату нам предложат встать в очередь на амнистию?

Гаврила ГРОМЫХАЛОВ



22

Design by [ TatarinRecords ] © 2001 

Hosted by uCoz