Rambler's Top100

официальная веб-страница   Rambler's Top100

обновлено:   
"Наше дело", сентябрь 2001
Полит-чудеса

Полит-навороты

Ученье-свет?

Ученье-убыток!

Контрольный выстрел

Настоящая история

Хроника событий

Муравейник

Веселушки

НАСТОЯЩАЯ ИСТОРИЯ (8-я полоса)
МИФ О НЕГРАМОТНОСТИ РУСИ

Все представители западного "чужебесия" всегда изображают допетровскую Русь, как страну культурно совершенно застывшую, дикую и необразованную. Это историческая ложь. Допетровская Русь, несмотря на чрезвычайно тяжелые условия, медленно, но верно двигалась по пути создания самобытной национальной культуры.
Длительное татарское отразилось самым губительным образом на уровне духовной и материальной культуры Руси. В домонгольской Руси были школы, где преподавалась математика. И, действительно, для построения сказочно-прекрасного Георгиевского собора и других зданий русские должны были знать не только правила арифметики, но и основы геометрии. А в результате татарского ига в XV в. счет в десять тысяч назывался по-татарски "тьма", а в сто тысяч уже "неведием". После татарского погрома шло дальнейшее культурное развитие, истоки которого вытекали из наследства, оставленного замечательной Киевской культурой.
По мнению профессора В. А. Рязановского, "...всеобщей грамотности в Московской Руси далеко не было, но здесь существовала довольно широкая культурная среда, главным образом городская и монастырская, которая питала развитие религиозной и политической мысли, прогресс литературы и блестящее развитие искусства". Свое мнение о том, что в средневековой Руси вопреки мнению историков западнической ориентации существовала "широкая культурная среда" (широкая, конечно, для того времени) проф. В. Л. Рязановский подкрепляет следующими вескими доказательствами: "...Если по вычислениям проф. Ключевского за два века татарского ига к середине XV в. было создано до 180 новых монастырей, то это составляло вместе со старыми до 200 монастырей. Таким образом, во второй половине XV в. Московская Русь имела в качестве пунктов просвещения до двухсот монастырей, да не менее того городов и духовенство (городское и сельское). Через два века, к середине XVII в. указанное число монастырей и городов возросло. Часть из них имела постоянно организованные школы, некоторые - школы повышенного типа. Из этих школ вышло много церковных деятелей эпохи, писателей и художников, еще больше просто грамотных людей. Конечно, нет оснований быть особенно оптимистическими в отношении просвещения древней Руси: здесь не хватало системы в организации образования, постановка дела образования зависела главным образом от частной инициативы, большинство школ носило элементарный характер и обслуживало преимущественно городское население. Но вместе с тем нельзя впадать и в крайний пессимизм. Просвещение в Московской Руси не стояло на столь низкой ступени, как полагают сторонники вышеуказанного пессимистического взгляда на данный вопрос".
Училища в Московской Руси были не только в городах, но и в селах. Мартиниан Белозерский учился в деревне около Кирилловского монастыря. Святые Александр Свирский и Зосима Соловецкий учились в школе, которая была в деревне. Святой Антоний Сийский учился тоже в селе. Средневековая Русь любила книгу. И книг здесь (правда, совершенно другого характера, чем в средневековой Европе) было немалое число. Так, когда в 1382 году при приближении рати Тохтамыша, по свидетельству летописца, москвичи снесли книги в Соборы, то книг было столько, что груды их лежали почти до сводов церкви. Но и соборы не спасли. Все книги были уничтожены ворвавшимися татарами. В результате татарский нашествий, а не в результате того, что средневековая Русь духовно спала, уменьшилось число грамотных, образованных людей. Лишь с большим трудом северная Русь оправляется от нашествия. Постепенно создаются новые центры просвещения. Самый значительный из них - Москва. В Москве создаются библиотеки, государственные архивы, в которых работают летописцы и переводчики. Библиотека Великого Князя Московского в первой половине XVI столетия имела до 800 древнейших рукописей, среди которых были в подлинниках сочинения Цицерона, Юлия Цезаря, Своды Законов Византии и Рима. Когда Максим Грек, живший в Италии много лет и знавший многих выдающихся деятелей эпохи Возрождения, увидел библиотеку Василия III, то он воскликнул: Государь! Ни Греция не имеет такого богатства, ни Италия, где католический фанатизм обратил в пепел многие творения наших богословов, спасенные моими единоверцами от варваров Магометовых. Московская Русь также имела свою известную во всей Европе библиотеку Царя Ивана IV. Византийская царевна Софья Палеолог, будущая жена царя Ивана II, привезла в Москву на вечное хранение собрание редчайших греческих манускриптов. Опасаясь за сохранность этой единственной в мире по своему значению библиотеки, Софья, став московской царицей, добилась постройки огромного подземного тайника в Кремле. Знаменитый архитектор Аристотель Фиораванти создал это книгохранилище, значительно пополненное затем книгами, собранными Иваном Грозным. Природными и вполне испытанными веками хранилищами в Москве тогда служили подземные палаты и тайники. Как известно, ими особенно широко пользовался Грозный, который не нашел ничего надежнее, как спрятать свою богатую библиотеку в подземный тайник. Место хранения было выбрано настолько удачно, что до сих пор отыскать ее не удалось.
"В эпоху допетровскую, - пишет С. Платонов в своих "Лекциях по Русской Истории", - отношение к рукописям в грамотных слоях московского общества было самым внимательным, потому что в то время рукопись заменяла книгу, была источником и знаний, и эстетических наслаждений, и составляла ценные предметы обладания; рукописи постоянно переписывались с большой тщательностью и часто жертвовались перед смертью владельцами "по душе": жертвователь за свой дар просит монастырь или церковь о вечном поминовении своей души".
Но вот пришла совершенная Петром I "революция" и рукописи перестали ценить и беречь. "В XVII веке рукопись очень ценилась тогдашним культурным классом, - указывает Платонов, - а теперь в XVIII веке этот класс уступил место новым культурным слоям, которые к рукописным источникам старины относились презрительно, как к старому негодному хламу."
"Напудренные внуки бородатых бояр сбывали лежавшее в их кладовых дедовское благословение, как ненужный хлам, и на вырученные деньги накупали Севрского фарфора, парижских гобеленов, редкостных табакерок и породистых рысаков или растранжиривали их с заморскими любовницами", - пишет Мельников-Печерский, большой знаток истории раскола и допетровской старины.
В ХV-ХVII вв. мы видим на Руси ряд выдающихся и просвещенных лиц в разных областях культурной жизни страны. Таковы, например, в XV в. Иван III, юрист В. Гусев (автор Судебника), купец А. Никитин, совершивший и описавший путешествие за три моря, монахи Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Епифаний Премудрый, художники Андрей Рублев и Дионисий, скульптор Амвросий; в XVI в. жили такие образованные люди, как Иван IV, Вассиан Косой, митрополит Макарий, Андрей Курбский, думные дьяки Андрей и Василий Щелкаловы, а также талантливые художники - живописец Феодосий Дионисиев, архитекторы Барма и Посник; в XVII в. мы видим таких просвещенных деятелей, как цари Алексей и Федор, патриархи Филарет н Никон, митрополит Дмитрий Ростовский, бояре - Ордын-Нащокин, Матвеев, Хитрово, Ртищев, дьяки Грибоедов, Тимофеев, монахи Симеон Полоцкий, Епифаний Славинецкий, Сильвестр Медведев, художники-живописцы П. Чирин, С. Ушаков, архитекторы - Семен Петров (Коломенский дворец), замечательный резчик - инок Исайя и другие.
Во второй половине XV в. были заложены основы большого русского государства - Московского царства, которое развилось в XVI в. и достигло громадных размеров в XVII. Для управления этим огромным государством требовалось большое количество всевозможных служащих во многочисленных центральных приказах, местных воеводствах и судах. И такое количество грамотных людей находилось. Иначе бы Московское государство не могло выполнять тех сложных задач, которые ему беспрерывно ставила непрерывная напряженная борьба за национальную независимость. По подсчетам академика Соболевского, грамотны: все монахи, 70 процентов землевладельцев, 70 процентов купцов. Грамотность считается обычным делом и хвалится ученость, а не элементарные знания. О значительном уровне образования свидетельствует количество дошедших до нас рукописей, которое исключительно велико. До нас дошло до 130.000 разного рода рукописей. Некоторые рукописи XI века имеются в 30 экземплярах, XII века до сотни, а дальше сотни и даже тысячи экземпляров.
При малейшей попытке нарисовать исторически верную картину культуры Московского Царства, так называемая "русская интеллигенция" обвиняла всех, кто пытался это делать, в идеализации средневекового русского общества. Мы не идеализируем картину, а только констатируем факты, замалчиваемые теми, кто старается убить нашу историю, подменив её заведомой ложью.

Никита КАЛУЦКИЙ


Анатолий ЗАМЯТИН

КНЯЗЬ РЮРИК НЕ БЫЛ НОРМАННОМ

Многим памятны слова старинной русской летописи "Повесть временных лет", воссоздающей перед нами картину призвания нашими предками варягов - основателей тысячелетней русской государственности. Но все же напомним их, процитировав перевод, сделанный замечательным знатоком седой славяно-русской старины Аполлоном Григорьевичем Кузьминым:
В лето 6367 (859). Варяги из Заморья взимали дань с чуди и славян, и с мери, и с веси и кривичей, а хазары брали с полян и с северян, и с вятичей по горностаю и белке от дыма...
В лето 6370 (862). Изгнали варягов за море и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и встал род на род, и были между ними усобицы, и начали воевать сами с собой. И сказали они себе: "Поищем себе князя, который управлял бы нами и судил по праву". И пошли в Заморье к варягам, к Руси, ибо так звались те варяги - русь, как другие зовутся шведы, иные же норманны, англы, другие готы, эти же так. Сказали руси чудь, словене, кривичи, весь: "Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и управлять нами". И избрались три брата со своими родами, и взял с собою всю русь, и пришли к словенам первым, и срубили город Ладогу, и сел в Ладоге старейший Рюрик, а другой - Синеус - на Белоозере, а третий - Трувор - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Два года спустя умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и принял к Ильменю, и срубил городок над Волховом, и назвал Новгород, и сел тут княжить.
Знаменитый варяжский князь Рюрик - родоначальник правившей на Руси многие века династии. Кто он, откуда пришел со своей дружиной в призвавший его суровый северный край?
На страницах русской летописи Рюрик впервые появляется в рассказе о призвании варягов. Тяжелые времена настали для обитавших в Приильменье и северном междуречье Днепра и Волги славянских и угро-финских племен. Взаимная вражда, постоянная угроза со стороны Хазарии, захватившей большую часть восточнославянских земель, вынуждала их искать себе князя-защитника, предводителя грозных дружин.
Долго спорили вожди этих племен, кого пригласить князем - из своей среды, от хазар, или от днепровских полян, или от дунайских славян. Решающим оказался голос правившего в земле ильменских славян (словен) Гостомысла, сына Буривоя. Известно, что у него было четыре сына и три дочери. Но сыновья, повзрослев, сложили головы в частых битвах и походах того времени, дочери же были выданы соседним князьям в жены. Как водилось тогда у язычников, Гостомысл обратился к вещунам-волхвам (предсказателям, угадывающим будущее). И было открыто ему, что лишь сын Умилы - средней дочери - продолжит его род. Сыном Умилы был княживший в Заморье варяг Рюрик. По некоторым сведениям, это таинственное "Заморье" - одно из многих полуфеодальных владений, а возможно, и одноименных укрепленных поселений, разбросанных по южному берегу Балтики, плотно заселенному и славянами, и кельтами, и другими пришлыми племенами, перемешавшимися и породнившимися друг с другом, ставшими единым народом, известным под названием варяги. Растиражированное представление о варягах как о норманнах, получившее распространение в псевдонаучной среде, давно уже оспорено лучшими представителями русской науки.
Другое название страны варягов (Заморья) - Русь - было хорошо известно не только славянам, но и дошедшим до нас писаниям арабских историков, отметившим, что главный город варяжской земли находится на острове, протяженность которого равна трем дням пути, покрытого лесами и болотами. Из расположенных вдоль южного побережья Балтики островов лишь остров Рюген полностью отвечает и сведениям арабских путешественников, и представлениям наших предках о стране "Заморье". Окруженные воинственными германцами, при первом же удобном случае атаковавшими земли соседей, жители Заморья вынуждены были находиться в постоянной военной готовности, иметь хорошее войско и опытного, закаленного в боях предводителя. На восточном берегу Балтийского моря, в землях ильменских словен и их соседей хорошо знали об отваге и доблести варягов, уже пытавшихся незадолго до описываемых событий наложить на здешних обитателей свою тяжелую руку. Однако в 862 году лишь военная помощь и защита варягов могла спасти землю словен и кривичей, других северных племен от хазарского порабощения.
С дружиной "многой и предивной" Рюрик и младшие его братья Синеус и Трувор пришли к призвавшим их племенам ильменских словен, кривичей, чуди, веси, мери и муромы. И земля этих племен стала зваться землей Рюрика - Русью. Краток и неясен летописный рассказ о скорой и одновременной кончине Синеуса и Трувора, умерших уже через два года после прихода на Белоозеро и в Изборск. Но, видимо, не умерших, а погибших в результате кровавых усобиц и мятежей. Ведь хорошо известно, что нечто подобное могло произойти незадолго до этого убийства братьев и с самим Рюриком. Попытку свергнуть и убить его предприняла часть новых подданных во главе с местным словенским князем Вадимом Храбрым. Рюрик, с трудом подавив восстание словен, казнил не только Вадима, но и всех попавших в его руки "советников" мятежного князя.
Укрепившись и подавив свих врагов, Рюрик раздал подвластные ему "волости" и "грады" - Полоцк, Ростов, Белоозеро, Муром своим "мужам". Одним из таких княжьих мужей был Аскольд, пасынок Рюрика (сына одной из жен Рюрика). В 866 г., видимо, после рождения у своего приемного отца сына Игоря - законного наследника, он был отпущен им в Царь-град. Вместе с другим воеводой новгородского князя Диром Аскольд спустился вниз по Днепру в земли покоренных хазарами полян и отвоевал у них Киев - главный город Полянской земли. Совершив затем набег на Византию, Аскольд и Дир вернулись в Киев и стали в нем княжить, порвав всякие отношения с государством Рюрика.
Князь Рюрик был язычником, и нет ничего удивительного в том, что у него было несколько жен. Старшая из них - норманнка Ефанда (Энвинда), как уже говорилось выше, родила мужу сына-наследника Игоря. В 879 году, когда Рюрик умер, Игорь был еще очень юн годами и не мог самостоятельно править Русской землей. Поэтому опеку над сыном в год своей смерти Рюрик поручил своему родственнику (по одним сведениям, племяннику, по другим, что вероятнее, - шурину) норманнскому конунгу Олегу.
Семнадцать лет правил варяжский князь Рюрик призвавшей его суровой, затерянной в лесах и болотах северной страной, давшей начало Великой России. Что, казалось бы примечательного в этом факте? Ведь наспех собранное государство этого князя было еще очень слабо и непрочно. Но, не будем забывать, а, наоборот, подчеркнем и выделим: именно он - сын Умилы и внук Гостомысла стал основателем не только первого восточнославянского государства, но и самой династии древних русских династий - рода Рюриковичей.

Гений КУРОПЯН



22

Design by [ TatarinRecords ] © 2001 

Hosted by uCoz